Present Perfect. Выражение свершившихся фактов и их связи с настоящим

Настоящее совершенное время является для русского человека одним из самых загадочных и непонятных на первый взгляд явлений английской грамматики. Действительно: как это совершенное, то есть то, что уже свершилось (очевидно, в прошлом) может быть настоящим? Разберем это спорное явление на следующем примере:

I have lost my glasses. I can’t see very well and I can’t read or write. I’m helpless without them. Я потерял свои очки. Я не очень хорошо вижу, и не могу читать или писать. Я беспомощен без них.

В приведенном выше примере действие, выраженное глаголом в настоящем совершенном времени (Present Perfect) — have lost — произошло в прошлом. Но не этому придается первостепенное значение в предложении. Для содержания высказывания совершенно не важно, когда это действие совершилось (хотя, скорее всего, не так давно), то есть привязка к конкретному моменту или периоду в прошлом отсутствует.

Важным же становится след, который свершившееся действие повлекло за собой в настоящем. В приведенном примере это результат действия:  говорящий не может читать, писать и становится беспомощным из-за отсутствия очков.

Другим вариантом проявления подобного «следа в настоящем» событий, произошедших в прошлом, является приобретенный человеком опыт, например:

I have been to China. Я бывал в Китае.

Как образуется утвердительное предложение в Present Perfect

Как можно наблюдать в приведенных выше примерах, структура сказуемого в  настоящем совершенном времени включает в себя глагол have, выступающий в роли вспомогательного глагола, или его форму has, характерную для третьего лица единственного числа, и смысловой глагол в третьей форме.

Эта форма у правильных глаголов образуется от основы глагола при помощи окончания –ed и называется причастием прошедшего времени (Past Participle):

to play — played You haven’t played this game yet. Ты еще не играл в эту игру.

Образование третьей формы имеет некоторую специфику, связанную с орфографией отдельных правильных глаголов, в частности:

у глаголов на — е убирается одна — е при добавлении окончания; таким образом, перед d стоит всего одна — е to live (жить) lived (проживший)
у глаголов, оканчивающихся на -у, — у сохраняется после гласной и превращается в  -i  после согласной перед окончанием to play (играть)

to study (изучать)

 

played (игравший)

studied (изучавший)

 

односложные глаголы, оканчивающиеся на сочетание одной гласной (кроме w) и одной согласной, а также глаголы на -l, удваивают конечную согласную перед — ed to plan (планировать)

to cancel (отменить)

 

planned (планировавший)

cancelled (отменивший)

Если же в качестве смыслового глагола выступает один из многочисленных и весьма распространенных неправильных глаголов, то его форму лучше знать  (то есть заблаговременно выучить) или посмотреть в таблице неправильных глаголов или в словаре, например:

to lose lost I can’t get into my flat because I have lost my key. Я не могу попасть в мою квартиру, потому что я потерял свой ключ.
to forget — forgotten She told me her name but I’ve forgotten it. Она говорила мне своё имя, но я забыл его.

Как образуется отрицательное предложение в Present Perfect

Отрицательная частица not добавляется непосредственно к вспомогательному глаголу have/has, что дает в итоге следующие сокращенные формы вспомогательного глагола – haven’t и hasn’t соответственно.

The police haven’t arrested them in connection with the robbery. Полиция не арестовала их в связи с ограблением.
It’s a pity but Tom hasn’t seen Mary, too. Очень жаль, но Том тоже не видел Мери.
I haven’t been to Argentina yet. Я еще не бывал в Аргентине.

Как образуются различные типы вопросов в Present Perfect

Особенности построения разных типов вопросительных предложений можно проследить в приведенной ниже таблице:

тип вопроса формула объяснение образец перевод образца
General Question Have/Has + S + V3…? Первую позицию занимает Have/Has, затем следует подлежащее (S)  и глагол, несущий основной смысл сказуемого, в третьей форме (V3). Ответная реплика характера Yes/No также требует употребления вспомогательного глагола have/has или haven’t/hasn’t . Have you seen that film yet? – Yes, I have.

 

Have you had a good time in Mexico? – No, we haven’t.

Ты уже смотрел этот фильм? – Да.

 

Вы хорошо провели время в Мексике? – Нет.

Special Question Wh + have/has + S + V3…? Вслед за вопросительным словом или словосочетанием, идут have/has, подлежащее (S), глагол в третьей форме, несущий значение сказуемого, (V3) и оставшиеся части предложения. What have you bought in the supermarket? Что ты купил в супермаркете?
Question to the Subject Who/What + has + V3…? Вопросительное слово Who (Кто) или What (Что) стоит на первой позиции в предложении, затем ставится has  и третья форма смыслового глагола (V3), после идут оставшиеся члены предложения. Краткий ответ на вопрос к подлежащему часто содержит  has. Who has taught you to drive? – My father did.

 

What has prevented that awful mistake? – Your inspiring speech has.

Кто научил тебя водить машину? – Мой отец.

 

Что предотвратило ту ужасную ошибку? – Твоя вдохновляющая речь.

Alternative Question Have/Has + S + V3 …or …? Альтернативный вопрос строится так же, как общий вопрос, но с обязательным добавлением альтернативы посредством союза or (или). Но этот тип вопроса не допускает ответа характера Yes/No. Have you lost your key or just left it in your office? Ты потерял ключ или просто оставил его в офисе?
Tag-Question утвердительное предложение, haven’t/hasn’t +SP?

 

 

отрицательное предложение, have/has +SP?

Вопрос, противопоставляющий сомнение содержанию базового предложения, строится как отрицательный —  haven’t/hasn’t и подлежащее, выраженное личным местоимением (SP). Эта структура ставится после запятой, завершающей базовое предложение. Если же базовое предложение отрицательное, то после запятой ставятся have/has и подлежащее, выраженное личным местоимением (SP). Sue has gone away, hasn’t she?

 

George hasn’t sold his bicycle, has he?

Сью уехала, не так ли?

 

Джордж не продавал свой велосипед, не правда ли?

Случаи, когда следует употреблять в предложении сказуемое в Present Perfect

Функции настоящего совершенного времени и особенности его употребления представлены в следующей таблице:

выражение результата свершившегося действия Tom and Jessica have just got married.

Mike is looking for his wallet because he has lost it.

Том и Джессика только что поженились.

Майк ищет свой бумажник, потому что он потерял его.

описание опыта, приобретенного путем выполнения действия I have never cheated in an exam.

It’s the first time I have driven a bus.

Я никогда не списывал на экзамене.

Это первый раз, когда я водил автобус.

подведение итогов еще не завершившегося периода времени I haven’t seen Tom this morning.

Alex has drunk five cups of coffee today.

Я не видел Тома этим утром (утро еще не закончилось).

Алекс выпил 5 чашек кофе сегодня (этот день также еще не закончился).

Специфичными маркерами, то есть словами, указывающими на необходимость употребления сказуемого в настоящем совершенном времени, являются наречия just (только что), ever (когда-нибудь), already (уже), never (никогда), которые занимают в предложении позицию перед глаголом в третьей форме, и наречие yet (уже, еще), которое ставится на последнее место в предложении.

Когда нельзя употреблять в предложении сказуемое в настоящем совершенном времени

Сферы применения, не характерные для настоящего совершенного времени, но вызывающие путаницу в употреблении времен и ошибки,  указаны в следующей таблице. Чаще всего в таких случаях употребляется прошедшее простое время Past Simple:

в предложении есть указание прошедшего момента или периода времени в прошлом, когда действие было совершено I was in Mexico in 2014. Я был в Мексике в 2014 году.
в предложении нет связи с настоящим The Chinese invented printing. Китайцы изобрели печать.
в начале диалога новая информация о свершившихся действиях подается с использованием Present Perfect, тогда как продолжение диалога получается уже «привязанным» к прошлому и осуществляется в Past Simple —  Ow! I’ve burnt my hand!

—  How did you do that?

—  I picked up a hot plate.

— Ой! Я ожег свою руку!

— Как ты это сделал?

— Я схватил горячую тарелку.

Описанная выше глагольная форма находит широкое распространение в английской речи, а потому требует особенно внимательного изучения.

Автор- Александра Певцова

 


Понравилась статья - поделись с друзьями!

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники