Essay. Руководство по написанию эссе для ЕГЭ по английскому языку

 

Написание эссе является одним из заданий, включенных в единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку. Это задание повышенной сложности, но оно стоит того, чтобы к нему хорошо подготовиться, ведь правильно написанное эссе может принести вам целых 14 баллов на экзамене. Поэтому так важно усвоить правила написания эссе на английском языке.

Эссе как вид сочинения

Хотя Большая советская энциклопедия трактует эссе как «литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции»[1], тем не менее, для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ по иностранному языку, словосочетания «небольшой объем» и «свободная композиция» звучат скорее, как насмешка. Ведь оценивается данное задание во многом именно по объему и соответствию определенной структуре.

Что представляет собой эссе, требуемое на едином государственном экзамене по английскому языку? Это не просто сочинение, выражающее собственное мнение автора на определенный вопрос или проблему. Это своего рода комплексное описание взглядов на проблему с рассмотрением аргументов «за», аргументов «против» и аргументированной подачей собственного мнения в заключении.

Объем эссе для ЕГЭ по иностранному языку

Объем предполагаемого сочинения на указанную в задании ЕГЭ тему составляет 200-250 английских слов, что для среднестатистического выпускника российской школы отнюдь не мало. Тем не менее, это именно тот объем, который позволяет в довольно лаконичной форме раскрыть тему, представив аргументы «за», контраргументы и собственное мнение по поднимаемому вопросу и показав довольно высокий уровень владения иностранным языком. При этом допускается написание эссе с меньшим или большим количеством слов, но расхождение не должно составлять более 10% от требуемых крайних показателей, то есть реально допустимый объем – это 180-275 слов. Меньший объем эссе оценивается в 0 баллов, тогда как больший объем попросту отсекается и проверяется только до отметки в 275 слов, что тоже отнюдь не принесет дополнительных преимуществ автору текста эссе. Поэтому так важно научиться создавать тексты, вписывающиеся в необходимый объем.

Как правильно подсчитать объем слов в своем сочинении? Вы не ошибетесь, если будете вести отсчет по пробелам, ведь сокращенные формы (it’s, we’ve) и сложные слова с дефисом внутри (thirty-eight)считаются одним словом.

Структура эссе для ЕГЭ по иностранному языку

Эссе, которое по праву считается одним из самых трудных заданий единого государственного экзамена по английскому языку, станет не таким уж тяжелым, если вы четко усвоите его структуру и речевые клише, необходимые для его написания. Очень важно следовать при написании такого сочинения определенному плану. Этот план приводится даже в самом задании к эссе сразу после темы / проблемы, подлежащей письменному обсуждению, и обычно выглядит следующим образом:

план эссе на английском языке

 

Используйте следующий план:

— подготовьте введение (констатируйте проблему)

— выразите свое личное мнение и приведите 2-3 причины, обосновывающие ваше мнение

— выразите противоположное мнение и приведите 1-2 причины, обосновывающие его

— объясните, почему вы не согласны с противоположным мнением

— придите к заключению, подтверждающему вашу позицию

Четкое следование данной структуре не только будет обязательно оценено проверяющим, но и облегчит вам сам процесс написания эссе.

Критерии оценивания эссе в ЕГЭ

Прежде чем приступать к написанию сочинения подобного рода, очень важно узнать, что именно учитывается при его проверке. Критерии оценивания данного задания (как и других заданий ЕГЭ) приводятся в конце демонстрационных вариантов контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена по английскому языку. Поэтому важно не просто решать демонстрационные варианты ЕГЭ, но и внимательно знакомиться с дополнительной информацией, предлагаемой в них, ведь она сможет уберечь вас от ошибок при подготовке к экзамену. Кратко поясним отдельные критерии оценивания:

К 1

Решение коммуникативной задачи

Данный критерий призван показать, насколько полно вы отразили в своем эссе все аспекты затрагиваемой проблемы. Это, без сомнения, самый важный критерий! Ведь если по нему задание будет оценено в 0 баллов, то все остальные критерии попросту не рассматриваются и все задание оценивается в 0 баллов. То есть не стоит пытаться пустить в ход выученный заранее текст близкой тематики – скорее всего, он не отразит всех аспектов предложенной проблемы, а то и вовсе уведет вас далеко от темы эссе. В 0 баллов работа будет также оценена, если в ней присутствуют значительные фрагменты неуникального текста. То есть если более 30% текста имеет совпадения с неким опубликованным источником, текст признается непродуктивным и все задание оценивается в 0 баллов. Совпадением считается дословное повторение отрезка речи другого источника протяженностью не менее 10 слов. Важно понимать суть проблемы и разносторонне ее представить, используя при этом нейтральный стиль речи. Максимальное количество баллов по данному критерию – 3.

К 2

Организация текста

Второй критерий учитывает соответствие текста четкой структуре плана с соответствующим делением его на абзацы, а также обязательное наличие и уместное использование средств логической связи внутри текста (о них будет рассказано ниже). Соблюдение всех требований данного критерия сможет принести вам максимально 3 балла.

К 3

Лексика

Задание повышенной сложности требует соответствующего словарного запаса и адекватности применяемой лексики заявленной в задании теме. Максимальное количество баллов, которое вы получите за обширный словарный запас, уместность выбранных лексических единиц и корректность их применения – 3.

К 4

Грамматика

Грамматические ошибки бывают разными – одни ломают речь и делают ее непонятной, другие никак не повлияют на понимание, оставаясь незамеченными большинству неискушенных читателей. В идеале лучше постараться обойтись без ошибок. Однако 1-2 негрубые ошибки в хорошем качественном эссе все же позволят вам получить максимальный балл (3) и по данному критерию. А вот многочисленные ошибки, затрудняющие понимание, могут привести к тому, что коммуникативная задача так и не будет решена, что возвращает нас к критерию К 1. Поэтому грамматика также должна быть на высоте.

К 5

Орфография и пунктуация

По данному критерию можно максимально получить 2 балла. Для этого орфографические ошибки в тексте должны практически отсутствовать, а оформление предложений знаками препинания должно соответствовать нормам английской пунктуации, которая, заметим, имеет некоторые значительные отличия от русской. Допускается не более 4 орфографических и пунктуационных ошибок, не затрудняющих понимания.

Распространенные ошибки при написании эссе для ЕГЭ и способы их предотвращения

Написать хорошее эссе без ошибок – это своего рода искусство. Скорее всего, без ошибок обойтись будет сложно. Но вот избежать тех, которые совершают большинство выпускников, пишущих эссе, можно и нужно. Поэтому чтобы потом не было мучительно больно за потерянные баллы, рекомендуем вам не совершать следующего:

  • не пишите на темы, «близкие» к заданной теме эссе – обязательно вникайте в суть вопроса и стройте свое произведение в точном соответствии с заявленной темой; чтобы развить у себя подобное умение, обязательно нужно тренироваться самостоятельно писать эссе по многочисленным демонстрационным вариантам (желательно, под контролем строгого и критичного проверяющего, например, преподавателя) – чем больше тренировки, тем быстрее и качественнее вы сумеете выполнить это задание в ответственный момент на экзамене;
  • не надейтесь в этом задании «выехать» за счет заранее выученных текстов-топиков, имевших большую популярность в советской методике преподавания иностранных языков – заучивание подобных текстов, бесспорно, может принести определенную пользу для расширения словарного запаса и формирования умения связно высказываться на иностранном языке, если вы находитесь на начальном или среднем этапе его изучения; написание же эссе потребует от вас бОльшей самостоятельности в мышлении и в речи;
  • не стоит писать меньше допустимого объема в надежде, что хоть какие-то баллы за это дадут, как не стоит и превышать допустимый объем – учитесь выражать свои мысли в красивой, но лаконичной форме;
  • не надейтесь «выехать» на примитивном словарном запасе, повторах предложений или написании заученного заранее текста (в итоге вы можете получить 0 баллов по критерию К1 и ваши старания окажутся напрасными) – учитесь делать свою речь живой и мобильной, адекватной ситуации, используйте любую возможность для расширения словарного запаса и реального (или виртуального) общения на иностранном языке;
  • не прибегайте к разговорным и сленговым словам и выражениям – владение разговорной речью может быть сколь угодно прекрасным в других ситуациях, но здесь его демонстрация пойдет вам только во вред; помните – от вас требуется сочинение нейтрального стиля; по этой же причине стоит избегать избытка сокращений и фразовых глаголов, которые являются отличительной чертой неофициального стиля общения (хотя и здесь не стоит перегибать палку – иногда использование фразового глагола бывает неизбежным);
  • не стоит забывать про связь предложений в тексте, использование речевых клише, вводных слов и конструкций – учитесь писать эссе сразу с обязательным применением таких соединительных элементов;
  • и, наконец, избегайте глупых ошибок – это бесспорно плохо, если вы ошибаетесь в том, чего не знаете, но гораздо хуже допускать ошибки в знакомых грамматических конструкциях и лексических оборотах (например, добавление окончания –(e)s к глаголу в 3-м лице единственного числа Present Simple – просто бич многих выпускников) – стремясь к высокому, не забывайте об элементарном и обязательно проверяйте свою работу на наличие ошибок.

Темы для написания эссе для ЕГЭ

Не надейтесь найти универсальный список тем эссе для ЕГЭ, где они будут сформулированы именно в том виде, в котором встретятся вам на экзамене. Все темы «вращаются» вокруг нескольких проблемных областей, представленных в открытом доступе в кодификаторе ЕГЭ под названием «Предметное содержание речи». Вот они:

темы для для написания эссе на английском языке для ЕГЭ

Конечно, среди них легко узнаются темы, не раз проходившие по страницам школьных учебников. Но внутри каждой из областей может быть масса проблемных вопросов. Например, внутри предметной области «Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним. Каникулы» могут выступать такие формулировки тем для эссе:

Not all school subjects should be compulsory. We should study only those subjects that we need for our future.

Не все школьные предметы должны быть обязательными. Нам следует изучать только те предметы, которые нам понадобятся в будущем.

A pupil cannot study effectively without a computer.

Ученик не может учиться эффективно без компьютера.

Students shouldn’t work during their school holidays. Holiday jobs can be harmful for them.

Учащимся не следует работать во время их школьных каникул. Работа на каникулах может быть вредной для них.

И это далеко не все! Представьте себе, как много спорных вопросов заключено в каждой из данных тематических областей. А вот расширение словарного запаса именно в отношении этих тематических сфер может быть чрезвычайно полезным в ходе подготовки к написанию эссе.

Полезные клише, вводные слова, фразы, слова-связки и примеры формулировок предложений по каждому пункту эссе

Изучим подробнее соединительные элементы, необходимые для написания эссе и примеры их применения в тексте по каждому пункту предложенной структуры эссе. Для этого рассмотрим возможный вариант эссе на тему, предлагаемую демонстрационным вариантом ЕГЭ по английскому языку на 2017 год, обнаруженный нами на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/about/news/opublikovany-proekty-kim-ege-2017-goda . Тема звучит следующим образом: “A pupil cannot study effectively without a computer” – «Ученик не может заниматься эффективно без компьютера». Напомним, что тема всегда носит проблемный, спорный характер и взгляды на данное утверждение могут быть совершенно различными. А теперь перейдем к отдельным пунктам плана:

1. Введение. Констатация проблемы

В данном пункте достаточно лишь обозначить тему парой предложений. Полезными будут следующие фразы для вступления:

Фраза

Перевод фразы

It is common knowledge that

Всем известно, что …

Have you ever wondered whether …

Вы когда-нибудь задумывались, … ли …?

The issue of … has been the subject of a heated debate lately.

Проблема … в последнее время является объектом оживленных споров.

Our modern world/society is unimaginable without… However there are a lot of people who believe that …

Наш(е) современный мир/общество невозможно представить без… . Однако есть много людей, которые считают, что …

The situation when … seems to be familiar to everyone.

Ситуация, когда … кажется знакомой всем.

Development in … seems to have had an adverse effect on …

Развитие …, кажется, возымело обратный эффект на …

However let’s speculate what stands behind it.

Тем не менее, давайте поразмышляем, что стоит за этим.

В нашем случае приемлема следующая формулировка введения:

Our modern world is unimaginable without computers. The situation when a pupil studies or gets ready for school by means of his computer seems to be familiar to everyone. But have you ever wondered whether pupils could study effectively without computers? (41 words)

Наш современный мир невозможно представить без компьютеров. Ситуация, когда ученик занимается или готовится к школе посредством своего компьютера, кажется,
знакома каждому. Но задумывались ли вы когда-нибудь, смогли бы современные ученики заниматься эффективно без компьютеров?

2. Ваше личное мнение, аргументированное 2-3 доводами

Здесь важно представить ваш взгляд на проблему и привести 2-3 причины, заставляющие вас думать именно так. Ниже приведены возможные вводные слова для приведения и аргументации собственного мнения:

Personally I think / believe …

Лично я думаю / считаю …

As for me I …

Что касается меня, я …

To my mind… / In my opinion … / It seems to me that …

По моему мнению … / На мой взгляд … / Мне кажется, что …

It goes without saying that …

Само собой разумеется, что …

On the one hand … . On the other hand …

С одной стороны … . С другой стороны … .

I don’t approve of … / I don’t support the idea of …

Я не одобряю … / Я не поддерживаю идею …

I can’t but agree that…

Я не могу не согласиться с тем, что …

I am convinced that …

Я убежден, что …

В условиях приведенной выше темы формулировка собственного аргументированного мнения может выглядеть, например, следующим образом:

As for me I am convinced that an opportunity of using a computer for studies is one of the benefits of our time. Indeed, modern pupils can get a lot of information on the Internet. This could help them save time and study more effectively than their parents did. It goes without saying that to study effectively a pupil needs access to information from the global network. Besides pupils can communicate with their teachers via e-mail, Skype or different social networks in order to discuss educational problems. I can’t but agree that this improves efficiency of studies. (97 words)

Что касается меня, я убежден, что возможность использования компьютера для учебы – одно из преимуществ нашего времени. Действительно, современные ученики могут получить много информации в Интернете. Это может помочь им сэкономить время и учиться эффективнее, чем учились их родители. Само собой разумеется, чтобы эффективно учиться ученик нуждается в доступе к информации из глобальной сети. Кроме того, ученики могут общаться со своими учителями через электронную почту, Skype и различные социальные сети, чтобы обсудить учебные вопросы. Не могу не согласиться с тем, что это повышает эффективность обучения.

3. Аргументированное отражение противоположного мнения

В этой части эссе необходимо привести мнение оппонентов и обязательно обосновать его. Достаточно будет двух аргументов с подтверждением. В приведении подобных аргументов наряду с выражениями, приведенными выше, полезными могут быть следующие фразы:

However, some people are convinced that …

Однако некоторые люди убеждены, что …

A lot of people suppose that …

Многие люди полагают, что…

They don’t share the above given point of view…

Они не разделяют представленного выше мнения…

The reason for an opposing opinion is that …

Причиной для противоположного мнения является то, что…

One more disadvantage of … is that …

Еще одним недостатком … является то, что…

Поэтому продолжением эссе на предложенную тему может быть следующая формулировка:

However, some people suppose that computers are rather harmful. The reason for this opposing opinion is that artificial intelligence makes people stop thinking on their own. One more disadvantage is that computers offer a lot of opportunities for pupils’ entertainment which distracts them from studying. (45 words)

Однако некоторые люди полагают, что компьютеры приносят скорее вред. Причиной этого противоположного мнения является то, что искусственный интеллект заставляет людей перестать думать самостоятельно. Еще одним недостатком является то, что компьютеры предлагают много возможностей для развлечения школьников, что отвлекает их от учебы.

4. Опровержение мнений оппонентов

Это, пожалуй, наиболее сложный этап в написании эссе. Вот несколько фраз, которые помогут вам поставить под сомнение или полностью опровергнуть мнение оппонентов:

However, I disagree with these positions because …

Однако я не согласен с этими взглядами, потому что…

To certain extend, it is right, but we shouldn’t forget that …

В некоторой степени это верно, но мы не должны забывать, что …

Nevertheless, I cannot support these contentions…

Тем не менее, я не могу поддержать эти суждения …

Although it sounds quite reasonable, I wouldn’t agree with the above mentioned point of view …

Хотя это звучит довольно разумно, я не согласился бы с вышеупомянутой точкой зрения …

Присмотревшись внимательнее к мнениям оппонентов, находим в их утверждении слабое место и нацеливаем свое высказывание на его опровержение. В случае с нашим эссе слабым местом является то, что мнения оппонентов опираются на злоупотребление компьютером и применение его не в учебных целях, а скорее в развлекательных:

To certain extend, it is right, but aren’t these people speaking about the misuse of computers or about using them for entertaining purposes? So I cannot support these contentions
because computers contribute to pupils’ mental development when used properly. (39 words)

В некоторой степени это верно, но разве эти люди не говорят о злоупотреблении компьютерами или об использовании их в развлекательных целях? Поэтому я не могу поддержать эти суждения, ведь компьютеры способствуют умственному развитию учащихся при надлежащем использовании.

5. Заключение

Вам следует выразить свое мнение повторно, по возможности укрепив его неким дополнительным замечанием, следующим из конфронтации с мнением оппонентов. Важно избегать прямых повторов уже использованных отрезков текста.

Здесь на помощь придут такие вводные слова и фразы, как:

All in all …

В общем и целом …

In conclusion

В заключение …

To conclude … / To sum up …

В заключение …

All things considered …

Принимая все это во внимание …

Taking all this into account, … / Taking all above mentioned into account, …

Принимая все это в расчет, … / Принимая в расчет все выше сказанное, …

Заключение к нашему эссе сформулируем следующим образом:

In conclusion I would like to say that computers really make the studies more effective provided that they are used wisely for educational purposes. (24 words)

В заключение я хотел бы сказать, что компьютеры действительно делают учебу более эффективной при условии, что ими пользуются с умом в образовательных целях.

Таким образом, мы получили эссе объемом в 246 слов, логично разбитое на 5 абзацев и соблюдающее требованиям к эссе для единого государственного экзамена.

Остается надеяться, что приведенная выше информация поможет вам написать максимально правильное эссе на экзамене.

Автор- Александра Певцова

 


[1] Эссе // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.


Понравилась статья - поделись с друзьями!

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники